Эксплуатация в цифре

В рамках программы цифровизации концерна «Росэнергоатом» стартовал проект разработки и внедрения информационной системы поддержки эксплуатации атомных электростанций (ИС ПЭ АЭС). Планируется, что информационная система будет внедрена к концу 2024 года на девяти российских АЭС, а в перспективе может использоваться и на зарубежных атомных станциях российского дизайна.

Недавно наше предприятие посетили специалисты-консультанты центрального аппарата концерна и «Консист-ОС», чтобы подробно рассказать о сути и этапах проекта. Команда проекта обсудила с представителями инженерной и ремонтной служб, участниками рабочих групп процесс сбора данных, текущие задачи и открытые вопросы.

Итак, система поддержки эксплуатации АЭС будет представлять собой единую информационную платформу, которая объединит процессы оперативной эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, инженерной поддержки, управления ресурсами и документацией и будет интегрирована с другими информационными системами Росэнергоатома, влияющими на производственные процессы эксплуатации АЭС. Система позволит осуществлять сбор данных о различных объектах, в том числе и для создания цифровых двойников оборудования, а также внедрить цифровую систему контроля производства: обходы с использованием мобильных устройств, контроль прохождения маршрутов обхода и др.

Проект будет реализован в два этапа на девяти российских АЭС. Первый этап, запланированный на 2020-2023 годы, затронет Балаковскую, Белоярскую, Кольскую, Ростовскую и Смоленскую АЭС, а в 2023 - 2024 годах – Калининскую, Курскую, Ленинградскую и Нововоронежскую АЭС.

Как отметили специалисты, проект является важной частью Шаблона эксплуатации АЭС – интегрированного комплекса цифровых платформ, инструментов и накопленных фундаментальных знаний отрасли, обеспечивающих оптимальное функционирование процессов на АЭС, начиная с момента проектирования объекта, до его вывода из эксплуатации. Его реализация позволит повысить эффективность работы атомных станций и снизить удельные затраты на выработку электроэнергии. В целом внедрение таких масштабных цифровых систем и их интеграция в единый Шаблон эксплуатации помогут в перспективе ближайших лет стать глобальным центром компетенций и технического консалтинга для всех компаний, эксплуатирующих АЭС российского дизайна.

Первым важным шагом на пути реализации проекта стало выполнение работ по «Паспортизации базы данных оборудования». Главной задачей этих работ является создание «фундамента» в виде электронной базы данных оборудования и технологических мест АЭС для успешного функционирования всей информационной системы поддержки эксплуатации.

- Без базы данных оборудования ИС ПЭ АЭС не заработает, ей просто нечего будет обслуживать. Сейчас на каждой атомной станции есть локальные информационные системы, из которых берутся данные по оборудованию станции. Но на сегодня этих данных недостаточно, они не отвечают функционалу, заложенному в техническом задании ИС ПЭ АЭС, их нужно «дообогатить» недостающими атрибутами, - подчеркнул руководитель проектного офиса по внедрению цифровых решений при эксплуатации АЭС концерна «Росэнергоатом» Виктор Царану.

С этой целью были разработаны методика сбора данных, принципы классификации оборудования, проведены тренинг-семинары для участников рабочих групп от АЭС, на которых их познакомили с самой методикой и инструментами, необходимыми для сбора данных.

- Сегодня над проектом работает около 900 человек со всех действующих российских АЭС. Представители рабочих групп от атомных станций – важнейшие участники проекта.

Они формируют исходные требования и данные и, как никто другой, знают свое оборудование и специфику его эксплуатации, понимают структуру и взаимосвязь всех систем и конструкций АЭС. От степени вовлеченности их в проект во многом зависит качество создаваемого информационного продукта, - отметил руководитель проекта концерна «Росэнергоатом» Вячеслав Галямов.

Справочно

Проект «Разработка и внедрение Информационной системы поддержки эксплуатации АЭС АО «Концерн Росэнергоатом» - главный ИТ-проект концерна. Он уникален по и по своим масштабам, и по важности стратегических задач, одной из которых является создание инновационного тиражируемого продукта для российского и международного рынков.

Внедрение системы позволит повысить надежность, эффективность и безопасность АЭС, качество информации при реализации бизнес-процессов поддержки эксплуатации энергоблоков, включая техническое обслуживание и ремонт. Система объединит в себе всю информацию по дефектам, контролю за проведением ремонтов, ремонтную и эксплуатационную документацию.

Оставьте вопрос директору

Мы обязательно с вами свяжемся

Введите число:

x