Горячая пятерка вопросов о ремонтной кампании на Курской АЭС

1. Как проходит ремонт на станции. Что именно ремонтируют?

На Курской АЭС принята и осуществляется система планово-предупредительных ремонтов.
Стараемся придерживаться правила 6П "Проведение предварительного планирования предотвращает плохие показатели".
При перспективном 10-летнем планировании определяются категории и продолжительность ремонтов энергоблоков с учетом регламентных, сверхрегламентных работ и работ по модернизации оборудования, устанавливаются предварительные сроки вывода энергоблоков в ремонт.
Годовое планирование конкретизирует объемы выполняемых работ, сроки проведения ремонтов, уточняет их продолжительность.
Ремонтная кампания Курской АЭС – это текущий, средний и капитальный ремонты энергоблоков. Ежегодно каждый из четырех энергоблоков Курской АЭС выходит в планово-предупредительный ремонт определенной категории, согласно установленной периодичности. Каждый ремонт энергоблока состоит из ремонта более тысячи различных единиц оборудования. Укрупненно их можно разделить на несколько групп: реакторное, турбинное, электротехническое, вентиляционное оборудование, устройства автоматики и средств измерений, установки радиационного контроля, многочисленная арматура и трубопроводы технической воды и систем охлаждения. 

2. Какова последовательность действий? Какой этап самый важный? А самый сложный?

Последовательность действий при проведении технического обслуживания и ремонта определена стандартами эксплуатирующей организации и состоит из этапов:
- планирование ремонта;
- подготовка (это самые важные этапы и занимают примерно 70%);
- организация ремонтных работ, включая безопасное выполнение;
- обеспечение качества ремонтных работ (самые сложные работы, здесь всегда приходится решать "вызовы");
- оценка выполненных работ и контроль эффективности.
Все этапы - это звенья одной цепи и от каждого звена зависит целостность и результативность всего процесса. И здесь еще раз подтверждается правило 6П.

3. Какие самые сложные, уникальные ремонтные операции проводились на вашей станции?

В 2019 году в планово-предупредительном ремонте (ППР) энергоблока №3 была использована портальная система при погрузке на трал дизельного двигателя 3ДГ-2 для отправки на Смоленскую АЭС и разгрузке дизельного двигателя, прошедшего восстановительный ремонт вне ремонтной площадки Курской АЭС (на заводе АО "Адриадизель", Хорватия). Сложность и уникальность использования портальной системы в том, что на Курской АЭС делали впервые разгрузку/погрузку крупногабаритного оборудования, с обеспечением доставки с Калининской АЭС и привлечением персонала Калининской АЭС.
Уникальна и операция по замене статора генератора, при которой используют в связке одновременно два мостовых крана машинного зала и транспортируют статор специальной траверсой.
С целью поддержания ресурса реакторов Курской АЭС в части обеспечения работоспособности узлов ТСТ было принято решение об организации работ по внедрению альтернативной технологии восстановления ТСТ на энергоблоках Курской АЭС без демонтажа технологического канала.
Естественно, уникальны операции по управлению ресурсными характеристиками графитовой кладки реактора. Каждая операция единична и требует индивидуального подхода, поэтому выполняется осмотр каждой ячейки и выдается индивидуальное задание.
Также в управление ресурсными характеристиками входят работы по восстановлению зазора "ГК-КЖ" между графитовой кладкой и металлоконструкциями кожуха реактора. Выполнение этих работ на Курской станции происходит по технологии, разработанной ООО "Пролог" и применяется только у нас.
 
 4. Перегрузка ядерного топлива – это сложно? Почему перегрузка проводится частично, а не полностью?

Перегрузки на РБМК выполняются как на мощности, так и на остановленном реакторе во время ремонтных кампаний.  На остановленном реакторе основная часть перегрузок обеспечивает проведение работ по управлению ресурсными характеристиками (УРХ), контролю и замены технологических каналов (ТК).  
С точки зрения перегрузок УРХ состоит из трех частей: освобождение ТК (извлечение ТВС или ДПк в бассейн выдержки) для проведения внутриреакторного контроля, освобождение ТК для выполнения резки графитовых блоков, загрузка в ТК ТВС из бассейна выдержки. Схемы измерений и резки графитовых блоков разрабатывает для каждого энергоблока "НИКИЭТ".     
Перегрузка ТК выполняется при помощи разгрузочно-загрузочной машины (РЗМ). На остановленном реакторе РЗМ работает в режиме, позволяющем выполнить до восьми перегрузок в смену. На мощности выполняется в среднем одна перегрузка в смену.

5. Сколько длится ремонт на стации?

Планово-предупредительные ремонты энергоблоков длятся практически круглый год, а суммарно количество суток ремонтной кампании превышает количество дней в году. 
Например, в 2019 году ремонтная кампания продолжалась 442 суток при плане 477 суток. На 2020 год план составляет 353 суток. Такая разница в планах обусловлена выполнением УРХ: в 2019 году – на 3-х энергоблоках, в 2020 году - на двух.
Ежегодно разрабатываются графики ремонта энергоблоков, которые определяют продолжительность ремонта с точностью до суток, а также открываем ПСР-проекты по оптимизации продолжительности ремонтов. Ремонтные службы неизменно стремятся к выполнению ремонта в кратчайшие сроки, но с максимальным уровнем качества и соблюдением всех мер безопасности, ведь от этого напрямую зависит выработка электроэнергии. 

Оставьте вопрос директору

Мы обязательно с вами свяжемся

Введите число:

x