Машина должна работать!

Под этим девизом прошли все  33 года непрерывного стажа трудовой деятельности Семёна Семёновича Плякина, ведущего инженера участка  по ремонту РЗМ реакторного цеха №2.

Разгрузочно-погрузочная машина – это агрегат, который тогда, в далёком  1985-м, впечатлил юного Семёна, когда тот впервые попал в реакторный зал и увидел там во всей красе 25-метрового «атомного богатыря», 450-тонную машину с пролётом 21 метр, перемещающуюся по рельсам вдоль стен реакторного зала.

РЗМ обеспечивает замену топлива без остановки реактора, что является одним из достоинств РБМК. Поддержание РЗМ энергоблоков второй очереди в работоспособном состоянии (в механической части) – задача, которую Семён Семёнович решает каждый день. Сначала он это делал в должности слесаря, сейчас, после поступательного продвижения по должностным ступенькам одного и того же участка в одном и том же цехе, – в качестве ведущего инженера.

На самом-то деле трудовой путь С.С. Плякина на Курской АЭС начался еще раньше. Окончил Нововоронежский энергетический техникум и по распределению приехал на атомную станцию. Сюда же вернулся после службы в армии. За всю жизнь 54-летний ведущий инженер даже мысли не допускал о другом месте работы.

Специалисты участка постоянно поддерживают работоспособность РЗМ. Это и ежедневное техническое обслуживание, и ремонт узлов. Оборудования очень много, и каждый узел – кран, тележка, шлейфы надо своевременно и в сжатые сроки обслужить. «Машина должна быть работоспособна 24 часа в сутки», – подчеркивает Семён Семёнович. При этом восстановительный ремонт  должен проходить не более 10-12 часов.

Процесс модернизации не обходит стороной и участок ремонта РЗМ – здесь появились более совершенные узлы и механизмы. Если раньше машина могла в сутки перегружать не более пяти кассет, то сейчас – более 20-ти. Коллектив участка постоянно находится в рабочих контактах с конструкторами ЦКБМ (АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения») – разработчиками РЗМ. Работники участка предлагали: работу вот этого привода можно упростить, а этот предохранительный клапан не работоспособен и т.п. Конструкторы дорабатывали механизмы, а атомщики внедряли их. Кроме того, занимались усовершенствованием системы уплотнения стыковочного патрубка, весоизмерительной системы, привода ключа герметизации, который герметизирует канал при перегрузке, и других частей комплекса.

Сейчас на третьем и четвертом энергоблоках идёт подготовка к модернизации РЗМ и системы управления РЗМ, замене выработавшего ресурс оборудования и приборов на современные – электронные, цифровые. Проект разработан тем же ЦКБМ, ведется работа по организации поставок оборудования.

В активе участка много предложений по улучшениям.

– Изменяем сам процесс ремонта, упрощаем операции, вместо 3-4 операций при разборке переходим на одну, – рассказывает Семён Плякин. – Даже самые незначительные изменения в технологии обязательно проходят согласование с ЦКБМ и станционными службами.

Специалисты участка создали и приспособление для дезактивации приемника цепей, которое существенно снизило дозовые нагрузки на персонал.

Семён Семёнович рассказал и о ПСР-проекте по  сокращению времени замены скафандра РЗМ третьего энергоблока, который позволил сократить время этого ремонта с 10 до 7,5 суток. Скафандр выполняет работы по перегрузке ТВС в герметичном режиме, и каждая минута выигрыша во времени его работы особо ценна.

Постоянное внимание вопросам безопасности и эффективности работы подтверждает мысль С.С. Плякина о том, что культура безопасности была присуща работникам Курской АЭС всегда. Тем не менее, внимание, которое уделяется сейчас этому вопросу, значимо не только в силу необходимости формирования КБ у вновь принятых работников, но и для поддержания в «тонусе» всех остальных, независимо от стажа работы.

– Опыт опытом, но правила обязательны для любого: сделал – проверь, правильно ли сделал, – говорит Семён Семёнович. – Культура безопасности – это выполнение работ согласно «уставу», инструкциям. Она в основном связана с тем, чтобы не уходить от технологии. А еще важно развивать самоконтроль у персонала. Чтобы человек знал, что и как он делает, достаточно ли

у него документации, оборудования, запчастей. Уйти от невнимательности. Чтобы не промолчал, если не знает или упустил что-то. Обдумывать последствия…

Сейчас в электроцехе трудится и сын С.С. Плякина Антон. Недавно он вместе с коллегой по цеху Сергеем Башкиревым участвовал в конкурсе на лучший проект по культуре безопасности. За разработку «Портал микротравматизм» авторы получили благодарственные письма директора Курской АЭС. Традиции культуры безопасности есть кому продолжать!

Оставьте вопрос директору

Мы обязательно с вами свяжемся

Введите число:

x